Общие требования к организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса

Статья 139  Кодекса Республики Беларусь об образовании. 

1. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может организовываться:

1.1. в учреждениях образования;
1.2. на дому;
1.3. в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
1.4. у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;
1.5. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях.

2. Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично с 1 сентября по 31 августа.

3. Время пребывания воспитанников в учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется учредителем учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность, в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до 7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа.
Время пребывания воспитанника в учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.

4. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально.
В учреждениях дошкольного образования могут создаваться группы, в которых изучается язык национального меньшинства.
В учреждениях дошкольного образования, иных учреждениях образования, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, могут создаваться санаторные группы, иные группы, а также специальные группы, санаторные специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, санаторные группы интегрированного обучения и воспитания при организации интегрированного обучения и воспитания.

5. Санаторные группы – группы, в которых воспитанники получают дошкольное образование и оздоровление.

6. Воспитанники объединяются в группы с учетом возраста на 1 сентября соответствующего учебного года:

6.1. первого раннего возраста – до одного года;
6.2. второго раннего возраста – от одного года до двух лет;
6.3. первую младшую – от двух до трех лет;
6.4. вторую младшую – от трех до четырех лет;
6.5. среднюю – от четырех до пяти лет;
6.6. старшую – от пяти до семи лет;
6.7. разновозрастную – от одного года до семи лет;
6.8. санаторную первого раннего возраста – до одного года;
6.9. санаторную второго раннего возраста – от одного года до двух лет;
6.10. санаторную первую младшую – от двух до трех лет;
6.11. санаторную вторую младшую – от трех до четырех лет;
6.12. санаторную среднюю – от четырех до пяти лет;
6.13. санаторную старшую – от пяти до семи лет;
6.14. санаторную разновозрастную – от одного года до семи лет.

7. Наполняемость групп не должна превышать:

первого раннего возраста – 7 воспитанников;
второго раннего возраста – 10 воспитанников;
первой младшей – 15 воспитанников;
второй младшей – 20 воспитанников;
средней – 20 воспитанников;
старшей – 20 воспитанников;
разновозрастной – 12 воспитанников;
санаторной первого раннего возраста – 7 воспитанников;
санаторной второго раннего возраста – 10 воспитанников;
санаторной первой младшей – 10 воспитанников;
санаторной второй младшей – 15 воспитанников;
санаторной средней – 15 воспитанников;
санаторной старшей – 15 воспитанников;
санаторной разновозрастной – 10 воспитанников.

Учредитель учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, индивидуальный предприниматель, осуществляющий образовательную деятельность, реализующий образовательную программу дошкольного образования, могут устанавливать иную наполняемость групп при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения  и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с пребыванием воспитанников.

8. Наполняемость специальных групп, санаторных специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, санаторных групп интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с требованиями к наполняемости групп, установленными пунктами 10–13 и 18 статьи 273 настоящего Кодекса.

9. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в специальных группах, санаторных специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей, указанных в главе 59 настоящего Кодекса.

10. Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом или индивидуальным учебным планом и индивидуальной учебной программой для воспитанника с особыми индивидуальными образовательными потребностями.

11. Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие.

12. В учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, во время которых занятия с воспитанниками не проводятся. Во время каникул с воспитанниками проводятся мероприятия физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.

Общая продолжительность каникул составляет 112 календарных дней: летние – 92 календарных дня, зимние – 10 календарных дней, весенние – 10 календарных дней.

 

свернуть

Перевод воспитаника

     Пунктами 49-50 главы 5 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 (далее – Положение), определено, что перевод воспитанника в другое учреждение дошкольного образования осуществляется:

  • по инициативе законного представителя воспитанника;
  • в случаях прекращения деятельности учреждения дошкольного образования с согласия законного представителя воспитанника.

В случае перевода воспитанника в другое учреждение дошкольного образования законный представитель воспитанника подает заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования, в которое он желает перевести ребенка, и документы, предусмотренные пунктом 45 Положения:

  • заявление законного представителя воспитанника;
  • направление в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья;
  • заключение врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);
  • заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Учреждение дошкольного образования не вправе препятствовать переводу воспитанника, законный представитель которого изъявил желание перевести его в другое учреждение дошкольного образования.

свернуть

Уважительные причины отсутствия ребенка в учреждении дошкольного образования

Законодательством Республики Беларусь не установлен исчерпывающий перечень уважительных причин, по которым ребенок может отсутствовать в учреждении дошкольного образования и за ним будет сохранено место в этом учреждении.

На практике уважительными причинами могут признаваться такие обстоятельства, которые объективно препятствуют родителям (законным представителям) воспитанника привести своего ребенка в учреждение образования:

 - болезнь ребёнка;  - карантин;
 - санаторно-курортное лечение;   - отпуск родителей (законных представителей)   воспитанника;
 - пребывание ребенка на домашнем режиме (по   рекомендации учреждения здравоохранения);  - наличие листка временной нетрудоспособности у   родителей (законных представителей) воспитанника;
 - временная потеря работы родителями (законными   представителями) воспитанника по независящим   обстоятельствам;  -  простой организации (подразделения), в которой   работают родители (законные представители)   воспитанника;

 - каникулы (летние - 90 календарных дней, зимние -10   календарных дней, весенние - 10 календарных дней);

 - предписания санитарно-эпидемиологической службы о   закрытии учреждения образования;

 - наступление чрезвычайных обстоятельств, в том числе   временная приостановка работы транспорта;

 - непредвиденные семейные обстоятельства (переезд,   смерть или болезнь близких родственников).  - служебная командировка родителей (законных представителей) воспитанника;

выходные  родителей (законных представителей)   воспитанника, в том числе работающих по скользящему   графику работы, при предоставлении дополнительного   свободного от работы дня в неделю матерям в соответствии со   статьей 265 Трудового кодекса Республики Беларусь;

 

 

Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, являются ли те или иные причины отсутствия воспитанника уважительными. Решение о сохранении места воспитанника в учреждении дошкольного образования принимается в интересах детей.  В случае возникновения разногласий этот вопрос решается отделом по образованию.

свернуть

Прекращение образовательных отношений

Образовательные отношения прекращаются в связи с получением ребёнком образования либо досрочно по инициативе законных представителей ребёнка или по инициативе учреждения образования;

Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения осуществляется в случае длительного отсутствия (более тридцати дней) без уважительных причин в течение учебного года;

Решение об отчислении воспитанника (прекращении образовательных отношений) принимает руководитель учреждения образования путём издания приказа, в котором указывается основание отчисления, предусмотренное ст.79 Кодекса Республики Беларусь об образовании, предварительно уведомив законных представителей ребёнка.

 При отчислении из учреждения образования обучающихся, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, по инициативе законного представителя несовершеннолетнего обучающегося, желающего получить дошкольное образование в другом учреждении образования, прием (зачисление) обучающихся в другое учреждение образования, реализующее образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, осуществляется при наличии свободных мест в соответствующей возрастной группе в соответствии с общими требованиями к приему (зачислению) лиц для получения дошкольного образования, специального образования, установленными статьями 140 и 274 Кодекса Республики Беларусь об образовании. 

свернуть