Семейные формы устройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
В Республике Беларусь существуют различные формы устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемые замещающие семьи. Выделяют следующие виды замещающих семей:
- усыновление– основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.
- опека (попечительство)– принятие ребенка в семью на правах подопечного. Опекун выполняет обязанности по уходу, воспитанию и обучению ребенка на безвозмездной основе. На содержание ребенка выплачивается пособие, размер ежемесячных выплат определяется государством и пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. Устанавливается опека по решению органа опеки и попечительства управления образования администрации района по месту жительства.
- приемная семья– временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, которая образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора. Приемный родитель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка, время работы зачисляется в трудовой стаж, имеет право на оплачиваемый отпуск, премии, обязан ездить на курсы повышения квалификации. Общее число детей, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 4 человек.
- детский дом семейного типа (ДДСТ)семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей , в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Государство заботится о создании благоприятных жилищных условий, выплачивает денежное пособие на содержание детей. Супруги зачисляются на работу в должности родителя-воспитателя, которая оплачивается согласно существующим нормам. Родителю-воспитателю время работы в ДДСТ зачисляется в трудовой стаж, он имеет право на трудовой отпуск, премии и т.д.
Приемная семья
Приемная семья – одна из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, называются приемными родителями, ребенок, передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком, а такая семья – приемной. На воспитание в приемную семью передаются от 1 до 4 детей.
Приемная семья предполагает профессиональную семейную заботу о детях, переданных на воспитание. Приемная семья образуется на основании договора об условиях воспитания и содержания детей, а также трудового договора.
В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, трудовой – с одним из них. Это означает, что один из приемных родителей принимается на работу в отдел образования и в соответствии с трудовым законодательством за осуществление профессиональных воспитательских обязанностей получает заработную плату. Помимо этого на содержание подопечных ежемесячно выплачиваются денежные средства.
Педагогическое образование не является обязательным условием для приема на работу в качестве приемного родителя, минимальные требования к образованию: среднее специальное либо общее среднее. Помимо этого, кандидаты в приемные родители в обязательном порядке проходят специальное обучение, которое осуществляет отдел по образованию.
Приемными родителями не могут быть:
- лица, лишенные родительских прав;
- больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- бывшие усыновители, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения ими родительских обязанностей;
- опекуны, отстраненные от обязанностей за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- лица, дети которых были признанны нуждающимися в государственной защите;
- лица, имеющие судимость, совершившие умышленно тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- лица, которые по состоянию здоровья не могут в полной мере осуществлять уход за ребенком и заниматься его воспитанием;
- лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью.
МЫ приглашает всех граждан, кому не безразлична судьба детей, оставшихся без попечения родителей, кто готов подарить заботу и ласку, пройти необходимую подготовку и принять в свою семью ребенка.
Если Вы:
любите детей, но их у Вас нет;
проводили детей во взрослую жизнь, и Ваш дом опустел без детского смеха;
счастливо растите детей, но хотите увеличить семью и чувствуете в себе силы воспитать еще одного малыша;
верите, что человек способен изменить жизнь хотя бы одного сироты, взяв его в свою семью,
У каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье.
Вы можете помочь ему в этом.
Патронатное воспитание
Патронатное воспитание – форма заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Ребенок, переданный в семью патронатного воспитателя, получает возможность на приобретение позитивного опыта жизни в семье, более эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию.
Что такое патронатное воспитание?
Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждение).
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения образования с патронатным воспитателем, с учетом заключения о наличии условий, необходимых для воспитания детей. Такое заключение выдает отдел по образованию по месту жительства кандидата в патронатные воспитатели.
Кто может стать патронатным воспитателем?
Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане обоего пола, за исключением:
-лиц, лишенных родительских прав;
-лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
-бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;
-лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
-лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;
-лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 851 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
-лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;
-лиц, проживающих совместно с гражданами, указанными в предыдущих абзацах.
При отсутствии противопоказаний, куда следует обращаться?
Гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, с документом, удостоверяющим личность, необходимо обратиться в отдел по образованию по месту его жительства с заявлением о выдаче заключения отделом по образованию о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей.
Отдел по образованию в течение 5 календарных дней со дня подачи кандидатом в патронатные воспитатели заявления запрашивает из соответствующих органов и организаций необходимые сведения и (или) документы:
- об отсутствии судимости за умышленные преступления у кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан, а также о том, были ли осуждены кандидат в патронатные воспитатели и проживающие совместно с ним граждане за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
- о том, лишались ли родительских прав кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане, было ли ранее в отношении кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан отменено усыновление;
- о том, признавались ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане недееспособными или ограниченно дееспособными;
- о том, признавались ли дети кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан нуждающимися в государственной защите, были ли отобраны без лишения родительских прав, отстранялись ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей.
Далее в течение 15 календарных дней со дня обращения кандидата в патронатные воспитатели организует или проводит обследование условий жизни кандидата в патронатные воспитатели, о чем составляется акт по форме, утвержденной Министерством образования, включающий:
-оценку жилищно-бытовых условий кандидата в патронатные воспитатели и их безопасности для жизни и воспитания ребенка;
-оценку готовности кандидата в патронатные воспитатели к участию в воспитании ребенка.
На основании всех полученных сведений и документов отдел по образованию готовит заключение о наличии в семье кандидата в патронатные воспитатели условий, необходимых для воспитания ребенка. В него включаются рекомендации по возрасту, полу, состоянию здоровья и количеству детей, которые могут быть переданы на патронатное воспитание кандидату в патронатные воспитатели.
***С гражданами, получившими в установленном порядке при рассмотрении их заявлений об усыновлении, установлении опеки, попечительства, о создании приемной семьи, детского дома семейного типа заключение о наличии в семье условий, необходимых для воспитания детей, договор патронатного воспитания может быть заключен без запроса сведений и (или) документов, указанных выше, и проведения обследования условий жизни.
Пользуются ли определенные граждане преимущественным правом принять на воспитание конкретного ребенка?
При наличии нескольких лиц, желающих принять на патронатное воспитание одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется его родственникам при условии обязательного соблюдения интересов ребенка.
При подборе кандидатов в патронатные воспитатели из лиц, не состоящих в родственных отношениях с ребенком, преимущество отдается лицам, проживающим в районе (городе), на территории которого находится учреждение, за исключением случаев, когда передача ребенка на патронатное воспитание за пределы района (города) отвечает интересам ребенка.
Сколько детей гражданин может принять на патронатное воспитание?
Количество детей, которые передаются на патронатное воспитание гражданину одновременно, определяется договором патронатного воспитания с учетом заключения.
При наличии условий братья и сестры передаются на патронатное воспитание совместно, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам (в том числе по желанию самих детей) их совместное пребывание в семье патронатного воспитателя не соответствует их интересам.
На какое время дети передаются в семью патронатного воспитателя?
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Сроки пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливаются с учетом желания ребенка, патронатного воспитателя и особенностей организации образовательного процесса в учреждении.
Учитывается ли желание ребенка при передаче его на патронатное воспитание?
Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется с учетом его желания, выраженного доступным для него способом. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
Каков порядок заключения договора патронатного воспитания?
Договор патронатного воспитания заключается между руководителем учреждения и патронатным воспитателем.
Для заключения договора патронатного воспитания необходимы:
- заявление кандидата в патронатные воспитатели о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание,
- сведения и документы, указанные выше,
- заключение управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего функции по опеке и попечительству над детьми по месту жительства патронатного воспитателя о наличии условий, необходимых для воспитания детей.
Руководитель учреждения определяет, соответствует ли интересам ребенка его передача на патронатное воспитание данному кандидату в патронатные воспитатели и может отказать кандидату в патронатные воспитатели в заключении договора патронатного воспитания, если это не соответствует интересам ребенка.
На какой срок заключается договор патронатного воспитания между руководителем учреждения и патронатным воспитателем?
Данный договор заключается на срок до 1 года.
Каков порядок передачи ребенка в семью на патронатное воспитание?
Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания
При передаче ребенка патронатному воспитателю не позднее дня убытия ребенка издается приказ о передаче ребенка на патронатное воспитание, в котором указывается:
- срок пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя;
- объем средств, передаваемых на питание ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь,
- работники учреждения, на которых возлагается контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в семье патронатного воспитателя, сроки представления ими отчета о результатах контроля руководителю учреждения.
Копия приказа передается патронатному воспитателю.
Осуществляется ли контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание?
Данный контроль осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание в следующих формах:
-телефонные звонки,
- беседы с педагогами и лечащими врачами ребенка (детей),
- беседы с ребенком (детьми), посещение семьи патронатного воспитателя на дому,
- наблюдение педагогом социальным и педагогом-психологом, анкетирование.
По согласованию могут использоваться иные формы контроля. При необходимости орган опеки и попечительства или руководитель учреждения может не информировать патронатного воспитателя о дате и времени осуществления контроля.
Каковы случаи прекращения договора патронатного воспитания?
Договор патронатного воспитания прекращается:
- по истечении срока его действия,
- в случаях устройства ребенка на воспитание в семью,
- перевода (поступления) ребенка в другое учреждение,
- смерти ребенка либо патронатного воспитателя.
Может ли договор патронатного воспитания быть досрочно расторгнут?
Договор патронатного воспитания может быть расторгнут досрочно:
- по просьбе патронатного воспитателя,
- по инициативе руководителя учреждения или управления (отдела) образования, если это необходимо для защиты прав и законных интересов детей.
Каковы права и обязанности учреждений, передающих детей на патронатное воспитание:
Обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей, передаваемых на патронатное воспитание, исполняет учреждение.
В целях передачи детей на патронатное воспитание учреждение:
- участвует в поиске и подборе патронатных воспитателей, имеющих условия для воспитания и реализации прав ребенка, с учетом имеющихся у него потребностей;
- предоставляет кандидатам в патронатные воспитатели сведения о воспитанниках, которые могут быть переданы на патронатное воспитание;
- обеспечивает знакомство кандидата в патронатные воспитатели с ребенком, предложенным для патронатного воспитания;
- предоставляет сведения о состоянии здоровья ребенка (детей) и рекомендациях врачей на период пребывания ребенка (детей) в семье патронатного воспитателя, дает согласие на предоставление патронатному воспитателю информации, составляющей врачебную тайну в отношении передаваемого на патронатное воспитание ребенка (детей), устанавливает и согласовывает с кандидатом в патронатные воспитатели сроки и периодичность нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя;
- осуществляет права и выполняет обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка (детей);
- в пределах своей компетенции оказывает ребенку и патронатному воспитателю услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;
- в срок до 14 дней со дня подписания договора патронатного воспитания направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
- в день издания приказа о передаче ребенка на патронатное воспитание направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
- не позднее дня передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание передает денежные средства на питание ребенка (детей) в случаях и размере, установленных законодательством Республики Беларусь;
- обеспечивает ребенка, передаваемого на патронатное воспитание, сезонной одеждой, необходимой для удовлетворения
потребностей ребенка в течение срока его нахождения в семье
патронатного воспитателя.
- осуществляет контроль за воспитанием ребенка (детей), удовлетворением его основных жизненных потребностей, выполнением настоящего договора.
Каковы права и обязанности патронатного воспитателя?
Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.
Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:
-один экземпляр договора патронатного воспитания;
-копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
-сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.
Патронатный воспитатель обязан:
Патронатный воспитатель с согласия руководителя на безвозмездной основе:
- информирует руководителя о планируемых сроках пребывания ребенка в его семье не позднее чем за 7 дней, а в случае передачи ребенка на патронатное воспитание в течение летних каникул - до 1 мая;
- обеспечивает своевременное убытие ребенка в свою семью и возвращение в учреждение в срок, согласованный с руководителем;
- организует адаптацию ребенка (детей) в семье;
- организует совместное проживание с ребенком (детьми), быт;
- предоставляет ребенку (детям) соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, места для занятий и игр);
- обеспечивает уход и надзор за ребенком (детьми), безопасность ребенка (детей), удовлетворение его (их) основных жизненных потребностей;
- организует досуг ребенка (детей);
- с согласия руководителя организует общение с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи ребенка (детей);
- обеспечивает сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;
- не препятствует общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание;
- формирует у ребенка (детей) позитивный опыт жизни в семье, навыки общения в социуме, готовит ребенка (детей) к социализации в обществе, развивает самостоятельность;
- определяет способы воспитания ребенка (детей) с учетом рекомендаций специалистов учреждения;
- с учетом мнения ребенка (детей) и в соответствии с его (их) интересами с согласия руководителя организует оздоровление ребенка;
- немедленно информирует руководителя о возникновении неблагоприятных условий для содержания и воспитания ребенка (детей), случаях заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком, совершении ребенком правонарушений или преступлений, нарушении прав и законных интересов ребенка, самовольном уходе ребенка из семьи патронатного воспитателя;
- контролирует сохранность имущества, переданного вместе с ребенком (детьми), распоряжается в интересах ребенка (детей) суммами, передаваемыми на его (их) питание;
- в период пребывания в семье патронатного воспитателя оказывает ребенку, достигшему возраста 14 лет, содействие при осуществлении им своих прав и обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
- обеспечивает получение ребенком (детьми) необходимой медицинской помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей) и сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;
- не допускает вывоза ребенка за пределы Республики Беларусь без письменного согласия руководителя на выезд ребенка (детей) за пределы Республики Беларусь и приказа управления (отдела) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения о разрешении выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего на определенный срок без сопровождения его законного представителя;
- осуществляет иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь права и обязанности.
Плюсы патронатного воспитания
- Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у кого нет иных возможностей воспитываться в семье.
- Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию.
- Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.
- Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами, попечителями.
Минусы патронатного воспитания
Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит).
УСЫНОВЛЕНИЕ
Судьба ребенка, потерявшего родителей, или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого всегда волновало и волнует общество. Семья - это та среда, где человек формируется как личность. Законодательство отдает предпочтение семейному воспитанию детей, закрепляя их право жить и воспитываться в семье.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление.
Усыновление – это оптимальная форма устройства ребенка, поскольку в данном случае не только складываются близкие родственные отношения между усыновителями и усыновляемым ребенком, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, т.к. усыновляемый ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному ребенку, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Ни одно, даже лучшее государственное учреждение, не заменит ребенку семью.
К сожалению, количество детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на усыновление, значительно превышают количество граждан, желающих усыновить ребенка.
Если вы решили усыновить постороннего ребенка, то вам следует хорошо задуматься, постараться честно ответить себе на вопросы, которые возникают у вас в связи с принятым решением. Сможете ли вы принять в свою семью ребенка таким, каким он есть, с его недостатками, с его сложным характером, с его сложным прошлым? Сможете ли его полюбить как своего ребенка, дать ему любовь своих сердец, любящую семью, взять на себя его проблемы, стать ему настоящими родителями. Сможете ли вы его содержать, любить, воспитать его настоящим человеком…
Вы сделаете шаг, который в корне изменит вашу жизнь, а возврата назад уже не будет. То, что это не ваш ребенок, ничего не изменит. Относитесь к этому так, как будто Вы решили родить. И дело даже не в законе, а в том, что мы в ответе за тех, кого приручаем….
Если решили, что сможете стать родителями, то ждем Вас в отделе по образованию Городокского райисполкома, тел.5-05-76.
Уважаемые кандидаты в усыновители!
При первом посещении вам предстоит беседа со специалистами сектора отдела по образованию. Задача специалистов выслушать Вас, выяснить мотивы усыновления, понять насколько полно вы осознаете ответственность такого шага, соответствуют ли ваши жилищные, семейные и материальные условия требованиям законодательства. Кроме того, в процессе беседы вам разъяснят ваши будущие права и обязанности по отношению к усыновляемому ребенку, ответят на ваши вопросы, выдадут перечень необходимый документов.
Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
- лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь;
- лиц, не имеющих постоянного места жительства,
- лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие либо особо тяжкие преступления);
- лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.
Детский дом семейного типа
Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (далее – воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане (далее – родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.
Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:
- реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
- получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье
- не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья или ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);
- жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
- общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
- успешнее социализироваться в обществе;
- быть усыновленными (при наличии правового статуса);
- получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.
Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ
Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка) (с перечнем заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ, Вы можете познакомиться здесь);
- лиц, лишенных родительских прав;
- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.
Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.
Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.