Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданско-патриотическому воспитанию

Беларускамоўны дзень

     Далучэнне дзяцей дашкольнага ўзросту да агульначалавечых і нацыянальных каштоўнасцей- адна з галоўных задач выхавання і навучання дзяцей дашкольнага ўзросту. Для яе рэалізацыі неабходна выкарыстоўваць у дашкольнай установе беларускую мову.

      Фарміраванню ў дзяцей дашкольнага ўзросту цікавасці і станоўчых адносін да нацыянальнай мовы, жадання авалодаць беларускай мовай дазваляе беларускамоўны дзень, які ў нашай дашкольнай установе арганізуецца ў пятніцу.

       Кожную пятніцу у ДУА " Дзіцячы сад п. Мухавец" праходзіць беларускамоўны дзень - гэта гульні, заняткі на беларускай мове ў групах сярэдняга і старэйшага  ўзросту. У гэты дзень педагогі арганізуюць для выхаванцаў розныя віды дзіцячай дзейнасці на роднай мове: спяваюць песні, танцуюць, адгадваюць загадкі, удзельнічаюць у народных гульнях, разглядваюць малюнкі. Усё гэта садзейнічае фарміраванню ў выхаванцаў цікавасці і станоўчых адносін да роднай мовы, краіны, вытокаў культуры беларускага народа.

 

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 82. Язык обучения и воспитания. Изучение языков в учреждениях образования

1. Основными языками обучения и воспитания в Республике Беларусь являются государственные языки Республики Беларусь. Государство гарантирует гражданам право выбора обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь и создает условия для реализации этого права. Язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, с учетом пожеланий обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся).
2. Право граждан на выбор обучения и воспитания на одном из государственных языков Республики Беларусь обеспечивается развитием сети учреждений образования (классов, групп, потоков) с белорусским и русским языками обучения и воспитания, изданием литературы, учебников и учебных пособий на белорусском и русском языках.
3. При получении общего среднего образования, а также профессионально-технического и среднего специального образования с одновременным получением общего среднего образования изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков обучающимися, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным. Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь. От изучения белорусского или русского языка могут быть также освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
4. Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем учреждения образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования.
5. При получении профессионально-технического, среднего специального и высшего образования изучение белорусского языка обучающимися, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, определяемых Министерством образования Республики Беларусь, является обязательным. От изучения белорусского языка могут быть также освобождены иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь.
6. В соответствии с пожеланиями воспитанников, учащихся и их законных представителей по решению местных исполнительных и распорядительных органов, согласованному с Министерством образования Республики Беларусь, могут создаваться группы в учреждениях дошкольного образования, классы, группы в учреждениях общего среднего образования или учреждения дошкольного, общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

свернуть

Атлас Брестского района

Познакомиться с атласом Брестского района можно по ссылке

свернуть

Организация белорусского уголка в группах учреждения дошкольного образования

      Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе.

Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников учреждения дошкольного образования, о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).

Следовательно, в уголке должны быть:

  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной агрогородок»;
  • Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки));
  • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о расположении Республики Беларусь на карте, её жителях, об основных достопримечательностях малой родины и города Минска; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках, государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о памятниках архитектуры (наиболее известные памятники архитектуры, современные здания родного населённого пункта).

В белорусском уголке должны быть:

  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной агрогородок», «Минск – столица Беларуси»;
  • Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя);
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
  • Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
  • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

В старшей группе у воспитанников формируют гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь, представления о людях, прославивших Беларусь; знакомят с достопримечательностями малой родины, столицы, городов Республики Беларусь; с географическим расположением Беларуси, с природой родного края, природными символами Беларуси. Продолжают знакомить с государственными праздниками и общереспубликанскими праздничными днями, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о значимых архитектурных сооружениях региона, столицы Республики Беларусь, в том числе о скульптурно-архитектурных объектах, посвящённым событиям Великой Отечественной войны.

В белорусском уголке должны быть:

  • Куклы в национальных костюмах;
  • Альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
  • Альбомы: «Мой агрогородок», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;
  • Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
  • Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного агрогородка;
  • Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
  • Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
  • Различная познавательная и художественная литература;
  • Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной агрогородок», «Минск – столица Беларуси»; макеты города, детского сада;
  • Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
  • Родословные древа детей.

Требования к оформлению белорусского уголка

Оснащение белорусских уголков

в соответствии с перечнями оборудования для учрежёдений, обеспечивающих получение дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50)

№ п/п

Классификация и наименование игрового материала и его предназначение

Возрастная группа

 

 

второй–третий годы жизни

четвер- тый–пятый годы жизни

шестой–седьмой годы жизни

разновоз-растная группа

количество

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Традиционные народные игрушки, отображающие зверей, птиц, людей, сказочных и фантастических существ, из разных материалов (глина, соломка, дерево, лен)

 

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

 

Сундучок расписной с элементами традиционного белорусского декора для хранения кукольной одежды

 

2 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси

 

 

5 комп.

5 комп.

2 комп.

 

Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п.

 

 

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

 

Батлейка (национальный кукольный театр)

 

 

 

1 шт.

 

 

Дидактические игры с картами из 6–8 частей разной тематики: растительный мир, орудия труда, животный мир, предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси, белорусские народные сказки и др.

 

 

3 наб.

3 наб.

3 наб.

 

Народные музыкальные инструменты (цимбалы, трещотка, свистулька)

 

 

по 1 шт.

по 1 шт.

по 1 шт.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Аудиопособия: белорусские народные мелодии, мелодии современных авторов, народная танцевальная музыка в современной обработке, старинные белорусские народные мелодии – «Полацкі сшытак», детские песни в исполнении образцовых детских коллективов и др. (рекомендуемые учебной программой дошкольного образования)

 

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси:

— белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная), озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная;

— белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева.

 

по

2 шт.

по

2 шт.

по

2 шт.

по

2 шт.

 

 

Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси и России

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Репродукции картин разных жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Картины, картинки, открытки, альбомы: интерьеры жилых помещений, оформленных в народном и современном стиле, общественных помещений (магазин, почта, музей, театр и др.)

 

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Портреты (открытки) художников (в том числе и белорусских художников)

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ

 

 

 

 

 

 

Серии картин крупного размера разной тематики: игры детей; правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др. (рекомендуемые Учебной программой дошкольного образования)

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Серии картинок различной тематики: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и др.), историческая тематика для выстраивания временных рядов (история транспорта, жилища, коммуникаций и т.п.)

 

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Карты географические: карта Республики Беларусь

 

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой

 

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Вкладыши: «Карта Беларуси» и др.

 

 

1 шт.

1 шт.

 

 

Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой

 

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь

 

 

 

по 1 шт.

 

 

Глобус

 

 

 

1 шт.

 

 

Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства и др.

 

 

 

по 1 наб.

 

 

свернуть

Как познакомить ребёнка с государственными символами Республики Беларусь

    Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

     Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.

    Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  • «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Начиная со средней группы, детей знакомят с государственными символами Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), со старшей группы – с природными символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).

      Реализовать эту задачу можно посредством проведения бесед, рассматриванием иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр – путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.

     Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

       Так, например, содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:

  - У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).

  •   Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

  • О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.

Что на нём изображено?

-Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.

-Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.    -Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров.

- Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями.

- Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

  • Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн – это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;

- во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;

- гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.

     При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

      После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.

   В конце занятия по знакомству детей с символикой Беларуси или в нерегламентированной деятельности можно провести с детьми: аппликацию, лепку, рисование или раскрашивание, флагов, гербов. Также можно провести в индивидуальной форме дидактические игры такие как:

«Чего не стало?»

«Третий лишний»

«Карта Беларуси»

«Мое имя»

«Узнай по описанию» и другие.

    В нерегламентированной деятельности можно организовать сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.

     Следует прочитать детям следующие художественные произведения:

    В средней группе: С.Сокалаў-Воюш. “Блакіт нябёс”; Э. Агняцвет. №Зямля з блакітнымі вачамі”; А.Байдак. “Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава. “Радзіма”; А.Русак “Мой край”; і інш.

  В старшей группе: Д.Бічэль-Загнетава. “Белая Русь”, Радзіма”, “Наша Радзіма”; А.Вольскі. “Радзіма”, “Беларусь – мая Радзіма”; В.Вітка “Бусел”; Н.Гілевіч “Я – беларус” і інш.

   В старшей группе необходимо организовать проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн» и праздников в канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь.

свернуть

Требования к символике Республики Беларусь

 

Рекомендации по размещению, применению и пропаганде государственных символов Республики Беларусь в государственных учреждениях образования

     Атрибуты государственной символики используются при проведении торжественных церемоний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь, общих мероприятий учреждения образования (День знаний, чествование ветеранов Великой Отечественной войны, спортивно-массовые и военно-патриотические мероприятия и др.), а также при проведении воспитательных часов по идеологическому воспитанию

Обращать внимание на следующее:

соблюдать одноуровневое расположение государственных символов, а также их очередность: Флаг, Герб, Гимн.

необходимость наличия в учебных заведениях и организациях различной ведомственной принадлежности парадного варианта (или стационарного уголка) государственной символики, который размещается в специально отведенном месте, где проводятся торжественные мероприятия.

при использовании государственных символов в «живом» виде (т.е. флаг в тканевом исполнении, герб – объемный), не допускается отсутствие одного из атрибутов;

размещать государственные символы на центральной стене, лицом к которой стоят участники торжественных мероприятий;

на высокое качество содержания и эстетичность оформления имеющихся наглядных стендов в помещении;

на соответствие помещения санитарно-гигиеническим нормам;

на отдаленность стационарного Уголка государственной символики от хозяйственно-бытовых комнат, проходов, гардероба.

на освещенность Уголка государственной символики.

Для учреждений образования:

В групповых помещениях используется лицензионная печатная продукция. Размещается на стене слева или справа от учебной доски, над ней. Другие стенды вблизи не располагать.

Государственная символика Республики Беларусь

Уголок государственной символики Республики Беларусь включает:

Государственный флаг Республики Беларусь;

Государственный герб Республики Беларусь;

Может размещаться текст Государственного гимна Республики Беларусь.

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его дине – 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), который окрашивается в золотистый (охра) цвет. При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная, красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Рэспублiка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь является символом государственного суверенитета. Он представляет собой музыкально-поэтическое произведение, которое может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо других вокальных, либо инструментальных вариантах. При этом могут использоваться звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Неполное исполнение гимна допускается лишь в оркестровом исполнении. Государственный гимн Республики Беларусь должен исполняться в соответствии с утвержденным текстом и музыкальной редакцией (нотами).

Символика города Минска

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. N 410-З 'О статусе столицы Республики Беларусь - города Минска' (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 67, 2/185) герб, флаг и гимн города Минска является официальным символом.

Герб

Изображение герба города Минска размещается: в залах заседаний Минского городского Совета депутатов и Минского городского исполнительного комитета; в служебных кабинетах председателей Минского городского Совета депутатов, Минского городского исполнительного комитета и их заместителей; на официальных печатных изданиях представительных и исполнительных органов города Минска; на указателях границ города Минска при въезде в город Минск; на вывесках и бланках организаций, учреждений и предприятий коммунальной формы собственности.

При одновременном размещении Государственного герба Республики Беларусь и герба города Минска должен быть зафиксирован высокий статус государственного символа. Государственный герб Республики Беларусь размещается на более почетном месте так, чтобы зритель всегда видел его левее, а герб города Минска - правее.

Разрешается использование изображения герба города Минска: в качестве праздничного оформления Дня города, других городских праздников, церемоний, фестивалей, проводимых органами исполнительной и распорядительной власти.

Флаг

Флаг города Минска размещается в залах заседаний Минского городского Совета депутатов, Минского городского исполнительного комитета, в кабинетах председателей Минского городского Совета депутатов и Минского городского исполнительного комитета и их заместителей. Флаг города Минска может быть размещен во всех других случаях, предусматривающих размещение Государственного флага Республики Беларусь законодательством Республики Беларусь.

При размещении одновременно с Государственным флагом Республики Беларусь флага города Минска должен быть зафиксирован высокий статус государственного символа. Государственный флаг Республики Беларусь размещается на более почетном месте так, чтобы зритель всегда видел его левее, а флаг города Минска - правее.

При одновременном подъеме Государственного флага Республики Беларусь и флага города Минска (если они размещены рядом) флаг города не может быть больших размеров Государственного флага Республики Беларусь. Подъем флага города Минска возможен при проведении церемоний и торжественных мероприятий, организованных представительными и исполнительными органами города Минска, юридическими лицами независимо от форм собственности.

В знак траура флаг города Минска должен быть приспущен до половины древка, либо в верхней части древка крепится сложенная пополам черная лента со свободно висящими концами. Общая длина ленты должна быть равна длине полотнища флага.

Минским городским исполнительным комитетом может предоставляться право на использование изображения флага города Минска, в том числе в виде вымпела, также юридическим лицам независимо от форм собственности. Использование ими флага города Минска в коммерческих целях без специального разрешения Минского городского исполнительного комитета не допускается.

Использование отдельных элементов флага города Минска в качестве составляющих иных изображений, композиций не допускается.

Лица, совершившие действия, несовместимые со статусом герба и флага города Минска как официального символа, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

свернуть