Профилактика насилия в семье

Кризисная комната

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г. БРЕСТА»:

ул. Халтурина, 8, г. Брест

 

 Психологическая помощь

(по предварительной записи):

Тел: 8 (0162) 43-59-13, ПН-ПТ: 08:15-13:00, 14:00-17:15

 

 «Кризисная» комната

для пострадавших от домашнего насилия

«Горячая линия»

+375 (29) 892-88-07   

   КРУГЛОСУТОЧНО!

свернуть

Профилактическая информация по проблеме насилия в семье и половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

 

 

 

свернуть

Виды и признаки насилия

Виды насилия

Особенности внешнего вида, характер травм

Особенности поведения

Физическое насилие

-        множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

-        синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли;

-        задержка физического развития (отставание в весе и росте);

-        признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

 

 

 

 

от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.

младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой.

подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

-     повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;

-     расширение ануса;

-     следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;

-     заболевания, передающиеся половым путем;

-     беременность;

-     повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

-     резкие изменения веса;

-     вагинальные кровотечения;

-     психосоматические расстройства.

дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства.

младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой.

подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение.

Психологическое насилие

-        задержка физического и умственного развития;

-        нервный тик;

-        энурез;

-        печальный вид;

-        соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).

 

 

 

-        беспокойство или тревожность;

-        нарушение сна;

-        длительно сохраняющееся подавленное состояние;

-        агрессивность;

-        склонность к уединению;

-        чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

-        угрозы или попытки самоубийства;

-        неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

-        низкая успеваемость;

-        пониженная самооценка;

-        нарушение аппетита.

Пренебрежение

-        утомленный, сонный вид, опухшие веки;

-        санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

-        низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

-        задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

-        задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

-        частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;

-        многократная госпитализация в отделения скорой помощи;

-        повторные повреждения от случайных травм или отравлений.

-        постоянные голод и/или жажда;

-        кража пищи;

-        стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений;

-        подавленное настроение, апатия;

-        пассивность;

-        агрессивность и импульсивность;

-        делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

-        неумение общаться с людьми, дружить;

-        неразборчивое дружелюбие;

-        регрессивное поведение;

-        мастурбация;

-        трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;

-        низкая самооценка.

свернуть

Памятка "Профилактика семейного насилия"

Памятка "Профилактика семейного насилия"

Все люди имеют право жить БЕЗ НАСИЛИЯ (Всеобщая Декларация прав человека, принята Организацией Объединенных Наций в 1948 г.).

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ  умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

В большинстве случаев жертвами насилия в семье становятся женщины. Все пары и семьи спорят, но спор может перерасти в ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, если Ваш партнер выбирает насильственные способы разрешения конфликта.

Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое. 

Физическое насилие. Воздействие на жертву с целью причинения ей физического вреда. Выражается в нанесении увечий, побоях, пинках, толчках, пощечинах, иногда смерти.     

Сексуальное насилие. Совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений.

Психологическое насилие. Нанесение вреда психологическому здоровью жертвы, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т.п.

Экономическое насилие. Материально давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

За совершение насилия в семье предусмотрена ответственность.

УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.

К категории АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, может быть отнесено:

умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, либо нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления (статья 10.1 КоАП РБ).  

В данном случае административный процесс начинается только по требованию потерпевшего или законного представителя посредством подачи заявления и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

При этом административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом органа внутренних дел при отсутствии указанного требования, и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

За совершение насилия в семье предусмотрена УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

за умышленное причинение легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности, предусмотрено наказание в виде штрафа, общественных или исправительных работ на срок до одного года, или ареста (ст. 153 УК РБ);

за насилие, сопряженное с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения, не опасного для жизни, но вызвавшего длительное расстройство здоровья на срок до 4-х месяцев либо значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, предусмотрено наказание в виде штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст. 149 УК РБ);

за истязание, т.е. умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев, не повлекшие последствий, предусмотрено наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.154 УК РБ).

если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо престарелого, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или зависимом положении, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы.

за насилие, сопряженное с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения, угрозу убийством или уничтожением имущества общеопасным способом, предусмотрено наказание в виде штрафа, или общественных и исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (ст.186 УК РБ).

Дела об уголовно-наказуемых деяниях, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений, также могут быть возбуждены прокурором при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, если они затрагивают существенные интересы государства и общества, или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого, либо лица, не способного по иным причинам самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Производство по такому делу за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым в ходе предварительного следствия прекращению не подлежит.

Руководителем органа внутренних дел в отношении гражданина, совершившего насилие в семье, может быть вынесено защитное предписание, направленное на ограничение совершения определенных действий (статья 31 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

Для граждан, в отношение которых вынесено защитное предписание (предполагает запрет на совершение бытового насилия, запрещает разыскивать, посещать, вступать в контакты с потерпевшим), определено жилое помещение для временного пребывания.

ПОМНИТЕ: КАЖДОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЛЕЧЕТ ЗАСЛУЖЕННОЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ НАКАЗАНИЕ, А СОЖАЛЕТЬ О СЛУЧИВШЕМСЯ БУДЕТ УЖЕ ПОЗДНО!

свернуть

АЛГОРИТМ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

         Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

 

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

 

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

 

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

 

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

 

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.

свернуть

АЛГОРИТМ взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

Алгоритм взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

Алгоритм взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

1. Настоящий алгоритм разработан в целях выработки единых подходов по сбору, обработке, регистрации, накоплению, сохранению, использованию и передаче органам внутренних дел информации о выявлении признаков (фактов) домашнего насилия, в том числе для последующего наполнения реестра информации о фактах домашнего насилия.

Мероприятия, предписанные настоящим алгоритмом, реализуются до момента ввода в эксплуатацию указанного реестра.

2. Термин «домашнее насилие» в настоящем алгоритме используется в значении, определенном статьей 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-3 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

З. Государственными органами, осуществляющими фиксацию информации о фактах домашнего насилия, ее регистрацию и передачу в органы внутренних дел (далее — регистрирующие органы), являются:

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления; государственные организации здравоохранения;

Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственновластные полномочия в сфере образования; учреждения образования;

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты; учреждения социального обслуживания.

4. Учет, обработку, накопление и проверку информации о фактах домашнего насилия, предоставляемой регистрирующими органами, осуществляют подразделения милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел, управлений внутренних дел облисполкомов, главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполкомов,       местных    администрацийрайонов     в        городах (далее — учетное подразделение).

5. В каждом регистрирующем органе и учетном подразделении заводится журнал регистрации фактов домашнего насилия по примерной форме согласно приложению 1 (далее журнал) и назначается (определяется) уполномоченное лицо, ответственное за его ведение (далее — уполномоченное лицо). Журнал ведется в электронном виде, а в случае отсутствия такой возможности — в печатном виде.

6. В случае выявления признаков (факта) домашнего насилия сотрудники (работники) регистрирующих органов заполняют карточку регистрации информации о выявлении признаков (факта) домашнего насилия по форме согласно приложению 2 (далее — карточка регистрации) и передают ее не позднее следующего за фактом выявления рабочего дня уполномоченному лицу регистрирующего органа.

При наличии признаков, указывающих на совершение правонарушения (преступления), информация передается незамедлительно по телефону «102».

В карточке регистрации фиксируются следующие сведения, известные регистрирующему органу:

место, дата, время и обстоятельства совершения домашнего насилия; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), номер контактного телефона сотрудника (работника) регистрирующего органа, которому стало известно признаках (факте) домашнего насилия; идентификационный номер (при наличии), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год и место рождения, образование, место работы (учебы) и должность служащего (профессия рабочего), место жительства и номер контактного телефона пострадавшего от домашнего насилия; идентификационный номер (при наличии), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), число, месяц, год и место рождения, образование, место работы (учебы) и должность служащего (профессия рабочего), место жительства и номер контактного телефона гражданина, совершившего домашнее насилие; наличие (отсутствие) на иждивении у пострадавшего от домашнего насилия и у совершившего домашнее насилие ребенка (детей), а также факт присутствия (отсутствия) несовершеннолетнего(них) при совершении домашнего насилия; факт направления информации в органы опеки и попечительства о выявленном семейном неблагополучии (при наличии ребенка(детей) на иждивении).

После фиксации информации уполномоченное лицо регистрирующего органа вносит сведения в журнал и не позднее следующего рабочего дня с момента получения направляет карточку регистрации в учетное подразделение по электронным каналам передачи данных либо иным доступным способом (факсимильная связь, электронная почта и другое).

7. При получении карточки регистрации ответственный сотрудник учетного подразделения:

вносит информацию в журнал; информирует инспекцию по делам несовершеннолетних о проживании несовершеннолетних в семье, где совершено домашнее насилие, для реализации возложенных на них полномочий; устанавливает, проводилась ли (проводится) проверка по указанным в карточке регистрации обстоятельствам. В случае непроведения такой проверки докладывает руководству для принятия решения об организации необходимых проверочных мероприятий в порядке, установленном законодательством и локальными правовыми актами. По окончании проверки ее результаты учитываются в журнале.

8. Информация о фактах домашнего насилия, хранящаяся в учетных подразделениях, предоставляется регистрирующему органу с соблюдением требований законодательства о защите персональных данных на основании обоснованного запроса.

 

свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием ребенка  в семье  никто не занимается, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  •  Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
  • Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  •  Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 
    К психической форме насилия относятся:
    - открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    - угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
    - замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    - преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
    - ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
    - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
    К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
    - отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
    - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
- статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции;
- нежелательный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- «трудный» ребенок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

  • физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;
  • когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
  • жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!!

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.
Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

свернуть