Советы дефектолога

Приемы стимуляции речевой активности детей от 1.5 до 3 лет

     

    1. Разговор с самим собой.

   Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п.

      2. Диалог-образец.

    Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ. – Что я взяла? – Чашку. – Что это такое? – Чашка. – Что поставила? – Чашку. И т. д.

     3. Параллельный разговор.

    Взрослый описывает все действия ребёнка: что он трогает, видит, слышит.

     4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

     Не спешить сразу же выполнить желание малыша: дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым»: «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.

     5. Распространение.

    Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению. Ребёнок: «Сок». Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».

     6. Приговоры.

    Использование в совместной деятельности игровых песенок, потешек, приговоров. Цель большинства произведений устного народного творчества – развитие двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Подражая взрослым, дети начинают играть словами, звуками.

     7. Выбор.

    Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

    8. Поручения.

    Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу… ».

   9.Опосредованное общение.

    В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».  

  10. Игры с природным материалом.

      Уже на первом году жизни ребёнок проявляет интерес к песку, воде, глине, дереву, бумаге. В этом заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его функции и т.п., то есть стремится к саморазвитию. Это оказывает огромное влияние на рост речевой деятельности.

  11. Продуктивные виды деятельности.

      Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствуют появлению речевой активности ребёнка. Проблемные ситуации, возникающие во время продуктивных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

  12. Замещение.

      Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.

  13. Ролевая игра.

     Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.

   14. Музыкальные игры.

      Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

 

свернуть

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

 «Рука – вышедший наружу мозг» - писал Кант.

 

Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движений пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

 

        Мелкая моторика – это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь.

        Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие резинового мячика,  откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание шнурков, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструировании и занятия с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др.  Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолей и т.д., изготовление бус из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина), рамки Монтессори (разнообразные виды застежек, которые используются  в одежде и обуви).

 

        Эффективным приемом для развития функций кисти, является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылку. Ребенку можно также предложить порвать их на мелкие кусочки, чтобы приготовить подстилку для попугая или морской свинки.

         Большое значение в развитии мелкой моторики играют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, специальные упражнения с речевым сопровождением, объединенные в комплекс гимнастики для рук, так называемая пальчиковая гимнастика.

         Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, подготавливает руку к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 

свернуть

Учимся говорить

   Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»

  И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, произойдет  расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок играет. Гуляя рядом с малышом на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения,  и другие интересующие  ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать  и называть  не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

  Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно  употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, - обращает родитель внимание ребенка, - это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе  и укрыл ими землю. Это листопад». – «Листопад», - повторяет ребенок. Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.

   Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать малышу картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или стихотворении:

                                                      Падают, падают листья,

                                                      В нашем саду листопад.

                                                      Желтые, красные листья

                                                      По ветру вьются, летят…

И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно, можно утверждать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий или  твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для этого недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить с уже известными предметами. Например, перед ребенком два мяча – большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч – зеленый с синим, маленький – красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится  с разными качествами предметов, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Лучше всего ребенок запоминает качества предметов при их сравнении.

  Помочь детям сознательно усваивать  слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

«Подбери определения» -  например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); ветер … (воет, срывает листья, поднимает пыль, надувает паруса).

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой.

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); обедать (наливать, накладывать, отламывать,  есть, пить) и т.п.

  Следующий вид упражнений — скороговорки. Важно, чтобы дети по­няли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с раз­ными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?

  Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, из­бавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками.

   Нет нужды доказывать, что ответы взрослого дают ребенку новые зна­ния о природе, обществе, моральных нормах. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, рассказать, какие бывают машины, чем питаются разные звери, из чего делают пирожные.

  Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны вызывать  радость, чаще стимулируйте детский смех. Повышенная активность лицевых мышц усиливает кровоснабжение мозга, он получает больше кислорода.

свернуть

Вкусная артикуляционная гимнастика

Как сложно иногда ребёнку сидеть перед зеркалом и выполнять одни и те же упражнения перед зеркалом, поэтому предлагаю немного разнообразить упражнения, тем более, что они ещё и влияют на сенсорную систему, что расширяет спектр действия упражнений! Выполнять их можно каждый день в бытовых ситуациях. И так это вкусная артикуляционная гимнастика, которая предлагает делать упражнения с едой:

 

  • оближи язычком губки с вареньем или мёдом
  • держи на плоском язычке кусочек сыра (постепенно язык не должен дрожать)
  • лижи языком с тарелки джем, покажи, как киска пьёт молоко в мисочке
  • приклей кусочек конфетки за зубами сверху или внизу
  • достаём язычком конфетку или ягодку слева и справа, голова на месте!
  • сделай чашечку из язычка и удержи водичку, чтобы не разлить
  • удержи между верхней губой и носом сладкую соломку
  • язычком слизать сахар с колечка лимона по кругу или любые круглые дольки фруктов, овощей
  • съесть крем с тортика на день рождения ртом
  • лижем мороженое, не кусаем;)язык загибаем кверху
  • пить из соломинки или удерживать губками ту же соломку
  • прячем виноградинку за щекой
  • дуем на горячий чай, щеки не надуваем!
  • плюем косточки арбуза с кончика языка или от ягод с косточками, лучше прямо на грядке
  • губами отрываем хвостик от клубники
  • отрываем ягодки с грозди смородины, винограда, вишни губами
  • втягиваем губами спагетти
  • какое-нибудь зёрнышко (кукурузы) или ягодку круглую достаём язычком из-за щеки. Или прячем под язык без рук, языком. Весёлых игр!
свернуть

«10 простых советов для родителей»

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

свернуть